МФТИ - МГУ

ЗА НАУКУ - 22 мая 2008 г., № 11 (1801) - МФТИ и МГУ: найди отличие

...


22 мая 2008 г., № 11 (1801)


ЗА НАУКУ


МФТИ и МГУ: найди отличие


В марте нынешнего года мне довелось параллельно читать в МФТИ и МГУ курсы по логическим основаниям программирования.
Курсы были построены по-разному из-за предполагаемых различий в степени подготовки студентов по тем или иным фундаментальным вопросам. При этом как в МГУ, так и в МФТИ на лекции ходили сильные студенты, что дало редкую возможность ответить на один из вечных вопросов современности и более или менее объективно сравнить'' мгушников и физтеховцев. На первом занятии в МГУ присутствовали студенты трех факультетов: ВМК, мехмата и философского, но после того, как в качестве отрицания к утверждению "Все философы спорят друг с другом" студенткой мехмата было предъявлено утверждение "Все философы молчаливы", мехматяне разобрались в ситуации и предпочли другое времяпровождение, поскольку плохо знали логику.
В МФТИ я уже заранее знал, что знание логики на нуле (лишь таблицы истинности, для освоения которых достаточно часа занятий). Поэтому там максимально долго я вел курс, стараясь не опираться на классические построения логики. Но, когда пришлось ввести понятие естественного вывода, физтехи более или менее освоили его за полчаса, что говорит о высочайшем потенциале понимания новых понятий и одновременно об излишней осторожности составителей учебных программ МФТИ.
Зато, когда пришлось касаться алгебраической семантики, представители философского факультета и, что особенно удивительно, ВМК моментально стали выпадать в осадок (что было сюрпризом для меня), поскольку понятия общей алгебры у них упоминались примерно на том же уровне и в том же объёме, что и логика в МФТИ, и они перепугались таких слов, как группа и полугруппа.
А физтехи (спасибо академику Журавлеву; наши студенты УдГУ были у него на лекции и просто позавидовали вашим: как он прекрасно объясняет понятия абстрактной алгебры) моментально осознали содержательный смысл того, что кроется за данными словами, и трудностей у них не возникло.
После того как пол-лекции пришлось потратить на объяснение представлений групп и полугрупп и смысла данных понятий, мгушники вошли в ритм и дальше стали опять понимать. Так что и в отношении скорости освоения новых понятий между студентами двух университетов наблюдается симметрия. Общий кругозор несколько выше у студентов МГУ. Чувствуется, что над физтехами висит убойная по трудности традиционно физтеховская программа обязательных занятий.
Теперь об общих закономерностях, подмеченных во время чтения курса. Многие из преподавателей, бывших на лекциях, удивлялись тому, что лектор большую часть времени рассказывает чисто идеальные и абстрактнейшие вещи, а у студентов даже не возникает вопросов: а зачем это надо? Так что студенты схожи в том, что они понимают пользу высокоуровневых надстроек, объединяющих множество конкретных решений. Но, конечно же, здесь могло сыграть и то, что в лекциях все время подчеркивались взаимосвязи между абстрактным идеальным миром и осознанием глубинных законов реальных построений. Ошибок не боятся делать ни те, ни другие. С азартом они бросаются на трудные задачи и не стесняются задавать вопросы. При этом их не стесняет недоформализованность и неполнота условий, они с удовольствием восполняют недостающее из контекста там, где это возможно. И в той, и в другой группе при выполнении зачетных заданий, состоявших в том, что надо было самостоятельно разобраться в теме, близкой к рассматривавшимся на лекциях, выявилось по одному халтурщику, пытавшемуся отбояриться второсортной информацией из источников типа Википедии. Другие до такого не опустились.
А теперь о сюрпризах. Для ВМКшников было сюрпризом" то, насколько хорошо некоторые философы знают математику, а для философов - насколько глубоко эти информатики понимают мировоззренческие вопросы. Для физтеховцев главным сюрпризом был сам мир нынешней неклассической (конструктивной) логики и то, насколько глубоко и своеобразно позволяет он взглянуть на конкретные понятия информатики. Представители МГУ и особенно философы же осознали, насколько может быть полезен мир абстрактной алгебры.
Очень хорошо, что два университета настолько разные. И возможно, что в планируемом повторении опыта с чтением параллельных курсов эти параллели всё же пересекутся.
Н.Н. НЕПЕЙВОДА,
профессор Удмуртского
государственного университета,
по совместительству профессор МФТИ и МГУ


...


E-mail: vlad.rykov@gmail.com



Используются технологии uCoz